Психологическая безопасность образовательной среды
Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.
Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно–воспитательного процесса: учеников, учителей, родителей.
Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать ей развивающий характер.
Отсюда важно сформулировать концептуальные положения и принципы создания психологической безопасности образовательной среды. Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов по обеспечение защищенности участников от угроз, позитивного развития и психического здоровья в процессе педагогического взаимодействия. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:
- принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия;
- принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно–воспитательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение давления, психологическая поддержка, создание ситуации успеха .
- помощь в формировании социально–психологической умелости. Социально–психологическая умелость – это набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, способствующее саморазвитию личности. Принцип социально–психологической умелости должен обеспечить поддержку и помощь в развитии как ученику, так и учителю.
Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.